Не успели вступить в силу изменения в ПДД о вафельной разметке и светоотражающих жилетах, как грядут новые поправки, которые, как предполагалось, вступят в силу 1 июня 2018 года, но этого не произошло. В этот раз новый закон о таких изменениях затронул знак "Шипы", правила оформления ДТП по европротоколу, особенности остановки и стоянки, а также движения инвалидов-колясочников. Давайте рассмотрим по порядку все обновлённые пункты с таблицей сравнения!

Изменение №1: знак "Шипы" отменили

Наконец, до законодателей дошла вся абсурдность в 2018 году обязательности установки знака "Шипы" – его собираются отменить в новой редакции Правил.

Сравнительная таблица изменений ПДД про знак "Ш"
Было Стало
8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
....
"Шипы" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "Ш" черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны) - сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;
Абзац про знак "Шипы" исключён

Со дней, когда сотрудники ГИБДД начали активно штрафовать водителей за отсутствие данного знака, среди автолюбителей начали вестись возмутительного характера дискуссии, в основном, в 2 направлениях:

  1. нелепость клеить знак "Шипы" в его прямом назначении – предупредить водителей сзади о шипованной резине, ввиду того, что далеко не только шипованные шины сокращают тормозной путь, а иногда, при определённых погодных условиях, они же только увеличивают путь торможения;
  2. ПДД обязывали устанавливать знак сзади автомобиля, не уточняя, где именно, и что его вообще должно быть видно; таким образом, получалось, что наклеить его можно было вообще внутри багажника – формально ПДД соблюдено;
  3. обоюдная вина в ДТП в случае отсутствия знака у впереди едущего авто и удара ему сзади движущегося транспортного средства – это, конечно же, не практиковалось инспекторами и судьями.

И вот за 2 года и законодатели призадумались о нелепостях в этим опознавательным знаком и решили исключить его из Правил дорожного движения.

До этого существовали следующие требования к нему:

  1. до летних изменений ПДД 2018 года его нужно было обязательно клеить сзади, если у Вас шипованная резина и сохранился хотя бы один шип (если все вылетели, то и обязанность пропадала),
  2. не было обязанности клеить его, если у Вас установлена "липучка",
  3. не было обязанности снимать его после переобувки на летнюю резину,
  4. длина стороны не менее 20 см, а ширина красной каймы – 0,1 от длины стороны, как на рисунке ниже.

Требования к знаку "Ш" до изменений в ПДД

Вас также заинтересует:
  1. Новые дорожные знаки с 2018 года и предварительный национальный стандарт
  2. Что за новая зона успокоенного движения и как выглядит знак по ПДД?
  3. Изменения в ПДД 2018: светоотражающие жилеты по ГОСТу в вопросах

Изменение №2: знак "Инвалид" действует на все группы

Ещё одно нововведение – другой опознавательный знак "инвалид", который ставился на машины спереди и сзади, теперь распространяется на все группы, а не только на I и II.

Но главное в другом – отныне такой знак можно будет получить только в индивидуальном порядке. Предполагается, что их будут выдавать либо в МФЦ, либо в медицинских учреждениях (как медицинскую справку). О том, как будут бороться с тем, что хитрые автолюбители смогут его легко подделать, не уточняется.

Изменения в ПДД летом 2018 – знак инвалид
Было Стало
"Инвалид" – в виде квадрата жёлтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета – спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов. "Инвалид" – в виде квадрата жёлтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета – спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в том числе детей-инвалидов, выданный для индивидуального использования в установленном порядке.

Но для инвалидов есть ещё целый ряд поправок в ПДД.

Изменение №3: инвалидам разрешили стоянку и движение в зоне запрета

Изменений коснулись и правила стоянки инвалидов. Отныне знаки запрета стоянки (дорожный знак 3.28, см. рисунок ниже), в том числе отдельные по чётным (3.30) или нечётным (3.29) числам месяца, не распространяют своё действие на инвалидов всех групп. Но только в том случае, если на автомобиле установлен соответствующий опознавательный знак из вышеприведённого изменения, который теперь нельзя будет просто купить любому желающему.

Однако, знаки запрета движения не изменят своё действие летом 2018 года. Если как раньше, так и после нововведений будут распространяться только на инвалидов I и II группы.

Изменения действия дорожных знаков на инвалидов

Новые правила действия дорожных знаков
Было Стало
Действие знаков не распространяется:
....
3.28-3.30 – на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также на такси с включенным таксометром;
Действие знаков не распространяется:
....
3.28-3.30 – на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов, в том числе детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак "Инвалид", а также на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне и на такси с включенным таксометром;
3.2, 3.3, 3.28-3.30 – на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак "Инвалид". 3.2, 3.3 – на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак "Инвалид".

Инфографика – действие запрещающих знаков после изменений

Инфографика – действие запрещающих знаков после изменений

Изменение №4: новые правила оформления европротокола

Помимо прочего, изменено одно важное условие оформления евпропротокола в пункте 2.6.1 ПДД. Мы уже писали о том, что лимит по такому формату фиксации ДТП увеличивается с 1 июня до 100 тысяч рублей.

Теперь для возможности оформить аварию без ГИБДД нужно при наличии возможности передать информацию в единую систему страховых компаний. Что это за возможность? Это ни что иное как специальное приложение, которое устанавливается на смартфон. Вот только приложение это до сих пор не разработано.

Но отсутствие возможности по новым ПДД не означает именно отсутствие программы страховщиков как таковой. Это может быть и отсутствие смартфона. Вот только большой вопрос: наличие телефона, на который есть техническая возможность установить приложение, но нежелание водителя этого делать – это "невозможность использования" по ПДД или нет... Покажет практика после вступления в силу изменений.

Поправки в Правила по оформлению ДТП с европротоколом

Сейчас же, после изменений, если приложения у водителя нет, то он всё также обязан зафиксировать положение машин и обстоятельства ДТП на фото или видео. И в любом случае должен оформить извещение европротокола.

Было Стало

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав и передав данные о дорожно-транспортном происшествии в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации и (или) с использованием специального программного обеспечения, соответствующего установленным требованиям. При отсутствии либо невозможности использования указанных технических средств или программного обеспечения, прежде чем освободить проезжую часть, водитель обязан зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи либо иным доступным способом положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Кроме того, дополнен пункт 2.5 ПДД всего одним предложением по общим обязанностям водителя в случае аварии:

При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.

Ещё кое-что полезное для Вас:
  1. Нужно ли соблюдать уменьшенные дорожные знаки по ПДД?
  2. Изменения ПДД в июле 2018: новые дорожные знаки экологического класса – где применяются и какой штраф?
  3. Какова зона действия знака "Парковка для инвалидов"?

Изменение №5: инвалиды-колясочники теперь тоже пешеходы

Ещё одна поправка касается недоработки законодательства. До изменений Правил инвалиды-колясочники, если в коляску установлен двигатель, приравнивались по букве подзаконного акта к транспортным средствам. То есть им было запрещено ездить по пешеходным дорогам, тротуарам с другими вытекающими.

Теперь же эту коллизию устранили, для этого оказалось достаточно просто убрать небольшой фрагмент текста из определения пешехода.

Поправки в определение пешехода по ПДД
Было Стало
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства. Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Когда вступят в силу?

Это пока не определено. Были высказывания представителей власти о том, что вступление в силу планируется к 1 июня 2018 года – ровно к дате соответствующих поправок в ОСАГО по части новых правил оформления ДТП по европротоколу. Но на сегодняшний день проект находится ещё на рассмотрении.

В любом случае мы в курсе всех изменений ПДД и будем ежедневно отслеживать новые факты о вышеперечисленных новшествах.

Полезные ссылки

  1. Официальный проект постановления об изменениях в ПДД
  2. Карточка постановления на официальном сайте правительства РФ
  3. Изменения в ОСАГО с повышением лимита по европротоколу до 100 000 рублей
  4. Все изменения автомобильного законодательства в виде визуального таймлайна