Уменьшенные дорожные знаки появились в ряде городов в конце августа 2017 года в рамках эксперимента. При этом, существует документ под назваием "ГОСТ Р 52289-2004" на технические средства регулирования, который устанавливает допустимые размеры знаков. Можно ли не соблюдать предписания дорожных знаков, если они уменьшены в размерах и на что при этом ссылаться, мы обсудим в статье.

Итак, в качестве эксперимента в конце августа 2017 года на некоторых участках дорог были установлены знаки уменьшенных размеров. Эксперимент коснулся не всей России, конечно же. Пилотными городами были выбраны Москва и Санкт-Петербург. Но и в них такие знаки появились далеко не везде, хотя местные жители уже "раскачали" интернет и службу приёма обращений граждан ГИБДД вопросами о том, что это за уменьшенные дорожные знаки и как их понимать.

Мы знаем, что, согласно ГОСТУ, все знаки на дороге должны быть определённых размеров. Размеры эти отличаются как в зависимости от предназначений таких знаков, так и от мест, где они установлены (чаще от разрешённой скорости на участке дороги), а также от того, постоянные они или временные. В среднем, их размеры составляют от 500 до 1300 миллиметров. Но может быть и больше в зависимости от назначения.

Уменьшенные дорожные знаки

Новые уменьшенные знаки же имеют размер максимум 500×500 мм, что уже меньше большинства условий, предписанных ГОСТом. Неужели дорожные службы позволили себе нарушить ГОСТ и тем самым создали прецеденты для игнорирования таких знаков юридически подкованными автолюбителями и выигранными ими же делами в случае попытки привлечения последних?!

Не всё так просто. Тот же ГОСТ Р 52289-2004 предусматривает, что в целях экспериментов допускается изменять размеры дорожных знаков в любую сторону — как уменьшения, так и увеличения. В частности, пункт 4.6 говорит нам следующее:

4.6 Допускается по согласованию с федеральным органом управления Госавтоинспекции в экспериментальных целях применять технические средства организации движения, не предусмотренные действующими стандартами. В необходимых случаях участников дорожного движения информируют о назначении такого технического средства и устанавливают транспаранты, разъясняющие смысл и значение проводимого эксперимента.

Как видим, ГОСТ в данном случае нисколько не нарушен, и дорожные знаки уменьшенного размера нужно обязательно соблюдать — точнее, соблюдать их предписания, запреты, предупреждения и так далее в зависимости от их назначения.

Правда, информирования транспарантами о том, что знаки уменьшены, на дорогах с экспериментальными участками не встретить. Видимо, власти не посчитали нужным информировать участников дорожного движения об этом эксперименте.

Знак STOP на дороге

Но логика тут есть. ГОСТы регулируют не только размеры технических сооружений на дороге, но и их формы и изображения. Вот если бы изменились изображения, то можно было ввести в курс дела о том, что этот знак означает. Так было, например, когда на красный сигнал светофора также в качестве эксперимента разрешили поворачивать направо; а также, когда вводили новые светофоры со светящейся окантовкой, обозначающей присутствие дополнительной секции, которую иначе не было видно в тёмное время суток.

В случае же уменьшенных дорожных знаков такое информирование не особо и нужно, ведь изображения на знаках остаются те же, меняется только их размер.

Какой штраф, если всё же не соблюдать уменьшенные знаки?

Штрафы за нарушения предписаний, запретов и т.п. знаков совершенно разные — от минимальных 500 рублей до внушительных 5000 рублей, а в определённых случаях и до лишения прав.

Вообще, все штрафы, регулируемые административным кодексом, часто пересекаются, и КоАП устанавливает в таких случаях, что участник дорожного движения может быть наказан только по одной статье — более частной. Например, если Вы заехали под "кирпич" на дорогу с односторонним движением и двигаетесь против хода движения потока, то за это Вас могут лишить прав только за движение навстречу потоку по одностороннему движению, а не за проезд под "кирпич", так как здесь одно нарушение привело к двум наказаниям. А КоАП в таких случаях требует привлечения только по одной статье, но более строгой (ч.2 ст. 4.4).

Знаки не по ГОСТу

Таким образом, говорить только об одной статье — точнее, по первой части одной статьи (12.16), которая предусматривает наказание за нарушения любых дорожных знаков, кроме тех, за которые предусмотрены более частные наказания, неуместно. Ведь таких частных наказаний достаточно много:

  1. за проезд под "кирпич" на одностороннюю дорогу водитель привлекается не за нарушение знака, а именно за движение по встречной дороге,
  2. за знак "остановка запрещена" штраф составляет 1500 рублей, а в Москве и Петербурге — 3000 рублей,
  3. за знак "парковка для инвалидов" штраф составляет 5000 рублей,
  4. ...и ещё ряд отдельных случаев.

Видео