Все документы

Статья 294 КАС РФ. Обжалование решения суда, принятого в порядке упрощенного (письменного) производства

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Комментарий к ст. 294 КАС РФ

  1. 1

    Комментируемая статья устанавливает порядок и сроки обжалования решения, принятого по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. Оно может быть обжаловано в апелляционном порядке с соблюдением правил, установленных гл. 34 КАС.

    В отношении сроков на апелляционное обжалование следует отметить два момента: во-первых, срок для апелляционного обжалования сокращенный - 15 дней; во-вторых, установлен особый порядок исчисления этого срока - со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

    Следует обратить внимание на то, что в КАС могут быть установлены специальные правила апелляционного обжалования судебных актов по отдельным категориям административных дел. К таким правилам можно отнести установление порядка обжалования отличного от общего, сокращенные сроки (даже в сравнении со сроками обжалования, установленными ст. 294 КАС) и др. Например, апелляционные жалоба, представление на решение по административному делу о присуждении компенсации, принятому по первой инстанции ВС РФ, рассматриваются Апелляционной коллегией ВС РФ.

    Сокращенные сроки апелляционного обжалования установлены в ст. 298 КАС. Например, апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке могут быть поданы в течение 10 дней со дня принятия судом решения. Если при определении суда апелляционной инстанции, которому надлежит рассматривать апелляционную жалобу (представление), нормы не противоречат правилам, закрепленным в гл. 33 КАС, то сроки и порядок их исчисления, которые установлены в ст. 298 КАС, совершенно отличны от регулирования этих вопросов в ст. 294 КАС. Возникает вопрос: какие правила должны быть применены в случае, если для решения по административному делу установлены сокращенные сроки обжалования, но при этом оно было вынесено по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства? Представляется, что должны применяться правила, установленные ст. 294 КАС, особенно этот вывод касается определения момента начала течения сроков на апелляционное обжалование - со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Установление этого специального правила в ст. 294 КАС призвано обеспечить соблюдение баланса между частными и публичными интересами, защиту интересов лиц, участвующих в деле, не присутствовавших в судебном заседании и не участвовавших в исследовании доказательств.

    Каким образом суд должен определить, получена ли лицом, участвующим в деле, копия решения суда?

    Устанавливать, что решение суда вручено лицу, участвующему в деле, следует с учетом правил гл. 9 КАС о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле. В соответствии с ч. 4 ст. 96 КАС судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем; если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы. Лицо, участвующее в деле, свой адрес, адрес административного ответчика, других лиц, участвующих в деле, может указать в документах, адресованных суду. В соответствии со ст. 125 КАС в административном исковом заявлении должны быть указаны адрес места нахождения, места жительства или места пребывания административного истца и аналогичные сведения в отношении административного ответчика. Но может и должен ли суд проверять правильность указания данных сведений? С одной стороны, это обязанность лиц, участвующих в деле. Так, например, в соответствии со ст. 101 КАС лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. Но с другой стороны, действия, направленные на получение необходимых доказательств, может совершать и суд. Так, например, в случае, установленном ст. 102 КАС, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика. В соответствии с Законом о праве граждан на свободу передвижения (в ред. от 29 июня 2015 г.) адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти и органам местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг, т.е. можно сделать вывод, что самостоятельное получение такой информации для граждан, организаций является достаточно затруднительным. В соответствии же со ст. 63 КАС в целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе, при этом требование суда о представлении истребуемого доказательства является для субъекта, которому оно адресовано, обязательным к исполнению. Но вышесказанное совсем не означает, что суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен каждый раз запрашивать сведения о месте нахождения лиц, участвующих в деле, у соответствующих органов.