Все документы

Статья 322 КАС РФ. Сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления

1. В суде кассационной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца, если административное дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев, если административное дело было истребовано, не считая времени со дня истребования административного дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.

2. В Верховном Суде Российской Федерации кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев, если административное дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если административное дело было истребовано, не считая времени со дня истребования административного дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель в случае истребования административного дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения кассационных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

4. В период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования кассационные жалоба, представление по делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются в течение пяти дней.

Комментарий к ст. 322 КАС РФ

  1. 1

    В ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи установлены общие сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления на этапе их изучения в соответствующей кассационной инстанции, которые дифференцируются в зависимости от того, суд какого уровня выступает в качестве суда кассационной инстанции и было ли истребовано административное дело из суда нижестоящей инстанции.

    Наличие законодательно закрепленных сроков совершения процессуальных действий и порядка их исчисления свидетельствует о дополнительной гарантии соблюдения органами судебной власти прав и законных интересов лиц, участвующих в административном судопроизводстве, в том числе принципа разумности сроков административного судопроизводства (ст. 10 КАС).

  2. 2

    Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность продления срока рассмотрения кассационных жалобы, представления, которое допускается только в отношении жалоб и представлений, являющихся предметом рассмотрения соответствующей судебной коллегии ВС РФ.

    Продление срока рассмотрения кассационных жалобы, представления в президиуме соответствующего суда не предусмотрено.

    Условием продления срока рассмотрения кассационных жалобы, представления является истребование административного дела. Соответственно, продление срока рассмотрения кассационных жалобы, представления при их изучении без истребования административного дела не допускается.

    Основанием продления срока рассмотрения кассационных жалобы, представления в данной норме указана только сложность административного дела. В то же время под сложностью административного дела может пониматься не только его сложность с точки зрения материального права, но и большой объем административных требований, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции, а также большой объем материалов административного дела, подлежащих изучению с учетом доводов кассационных жалобы, представления, и др.

    Порядок продления указанными должностными лицами ВС РФ срока рассмотрения кассационных жалобы, представления комментируемой статьей не регламентирован, в связи с чем представляется правильным применение общих положений ст. 198 КАС, с учетом которых председателем ВС РФ или его заместителем данный вопрос рассматривается вне судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, с вынесением определения в виде отдельного судебного акта, которое приобщается к материалам кассационного производства и на которое не может быть подана частная жалоба, представление прокурора.

  3. 3

    Процессуальных последствий несоблюдения указанных в комментируемой статье сроков КАС не предусматривает. Но поскольку эти сроки носят только организационный характер, не являются пресекательными, то их пропуск не освобождает судью кассационной инстанции от обязанности рассмотреть кассационные жалобу, представление.