Все документы

Статья 329 КАС РФ. Полномочия суда кассационной инстанции

1. Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе:

1) оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе судей;

3) отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по административному делу;

4) оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов;

5) отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также интересы физического лица по административным делам, перечисленным в главах 28 - 31 настоящего Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

3. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.

4. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего административное дело.

Комментарий к ст. 329 КАС РФ

  1. 1

    В ч. 1 комментируемой статьи определены полномочия суда кассационной инстанции, которые шире полномочий суда апелляционной инстанции в связи с большим перечнем судебных актов, подлежащих пересмотру в кассационном порядке.

    Любое из полномочий облекается в процессуальную форму: постановление (если судом кассационной инстанции является президиум соответствующего суда) или определение (если судом кассационной инстанции является соответствующая судебная коллегия ВС РФ) (см. ст. 330 КАС).

    Полномочие суда кассационной инстанции оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения вполне соответствует принципу независимости судей, в том числе от мнения судьи, передавшего кассационные жалобу, представление для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (п. 1 ч. 1 ст. 329 КАС).

    Такое полномочие суда кассационной инстанции, как отмена судебного акта суда первой, апелляционной или кассационной инстанций полностью либо в части и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе, является достаточно широким, поскольку суд кассационной инстанции может направить административное дело на новое рассмотрение в суд любой инстанции (п. 2 ч. 1 ст. 329 КАС). В то же время следует отметить, что реализация указанного полномочия допускается только с направлением административного дела на новое рассмотрение в ином составе судей, что исключает возможность нового рассмотрения административного дела соответствующим судом в том же составе.

    Такое ограничение вполне соответствует правовой позиции КС РФ, выраженной в Определении от 18 октября 2012 г. N 1997-О, согласно которой из взаимосвязанных положений ст. ст. 46 (ч. 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе конституционных принципов независимости и беспристрастности суда, реализация которых может быть поставлена под сомнение, если после отмены вышестоящим судом первоначального решения повторное рассмотрение гражданского дела будет осуществляться судом в прежнем составе.

    Более того, реализуя данное полномочие, суд кассационной инстанции с учетом положений п. 4 ч. 2 ст. 29 КАС может направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием на его рассмотрение в коллегиальном составе, даже если изначально оно подлежало рассмотрению в суде первой инстанции в единоличном составе.

    При реализации полномочия отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанций полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по административному делу суд кассационной инстанции должен руководствоваться основаниями, предусмотренными ст. ст. 194 и 196 КАС (п. 3 ч. 1 ст. 329).

    С учетом того что комментируемая статья не содержит каких-либо ограничений по основаниям прекращения производства по административному делу, предусмотренным ст. 194 КАС, судом кассационной инстанции может быть реализовано полномочие по отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанций с прекращением производства по административному делу по любому из оснований, указанных в ст. 194 КАС, включая принятие отказа административного истца от иска и утверждение соглашения о примирении сторон (см. комментарий к ст. ст. 46, 137, 157 и 304).

    Поскольку к моменту рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом в судебном заседании суда кассационной инстанции по административному спору между сторонами с учетом его характера нижестоящими судами могут быть применены все возможные варианты его разрешения по существу, то суд кассационной инстанции полномочен оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов (п. 4 ч. 1 ст. 329 КАС). Подобным полномочием наделяются только суды, пересматривающие судебные акты, вступившие в законную силу.

    Такое полномочие суда кассационной инстанции, как отмена либо изменение судебного акта суда первой, апелляционной или кассационной инстанций и принятие нового судебного акта без передачи административного дела на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права, может быть реализовано только при условии, что для исправления допущенной судами первой, апелляционной и кассационной инстанций ошибки в применении и (или) толковании норм материального права после отмены (изменения) судебных актов не требуется установления новых обстоятельств административного дела, представления, исследования и оценки доказательств, что обусловлено пределами рассмотрения административного дела в кассационном порядке (п. 5 ч. 1 ст. 329 КАС).

    Указанные в п. п. 1 и 5 ч. 1 ст. 329 КАС полномочия суда кассационной инстанции могут быть реализованы в том числе в случае принятия признания административным ответчиком иска, поскольку в силу ч. 3 ст. 46 КАС указанное распорядительное действие может быть осуществлено административным ответчиком в суде любой инстанции (см. комментарий к ст. ст. 46, 157 и 304 КАС).

    Полномочие суда кассационной инстанции об оставлении кассационных жалобы, представления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 321 КАС, фактически может быть реализовано в двух случаях: недостатки кассационных жалобы, представления, которые могли служить основанием для возвращения жалобы, представления, были выявлены после их передачи с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (в том числе с учетом поступивших возражений от лиц, участвующих в деле, относительно кассационных жалобы, представления); волеизъявление лица, подавшего кассационные жалобу, представление, на отказ от права на кассационное обжалование, выраженное им после передачи жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.